
Город Булгур в Таримской назменности.
Итак, область первоначального расселения с немалой долей вероятности определена. Этнические связи прослежены… или не совсем? Могу добавить ещё кое-что весьма любопытное!
Жуны были одним из народов культурной общности Боевых Топоров, она же культура Шнуровой Керамики. И это не голословное утверждение.
Жуны говорили на одном из индоевропейских языков группы кентум (в науке за его носителями закрепилось название "псевдотохары"). Который ни к иранцам, ни тем более к туранцам (как основным предкам тюрков) отношения не имеет априори. И это весьма сближает жунов с народами западной Европы - кельтами и германцами. Весьма интересно и то, что в Синцзян-Уйгурском округе, т.е. как раз в окрестностях Тарима аномально высок уровень кельто-германской гаплогруппы R1b1!5 Ну, а на знаменитую "шотландскую" клетку в одежде таримских мумий обращали внимание уже самые первые исследователи...
R1b1 - одна из самых многочисленных гаплогрупп в этом районе. Другая, сопоставимая с ней - это "арийская" R1a1. Иные группы здесь заметно уступают по количеству носителей - даже китайская.
Весьма интригующе, не правда ли?
Но что ещё интереснее, локальный вариант культуры Боевых Топоров, продвинувшийся на восток был балтской (или балто-славянской) Фатьяновской культурой!! Лев Клейн в "Миграции тохаров в свете археологии" об этом написал: "Ситуация имеет только одно археологическое соответствие – фатьяновскую культуру второй половины II тыс. до н.э.".
Если читателя утомили все эти выкладки, обобщу вывод: жуны были переселившейся на восток частью балто-славянского мира. Балто-славянского, а не какого-то другого, ибо "только одно соответствие".
Хотя балто-славянские языки относятся к изоглоссе сатем, но сохраняют и черты кентума, особенно балтские, как в прошлом более изолированные. Цитирую Википедию: "Неполная сатемизация в балтийских и, в меньшей степени, славянских языках (и) пример тохарского языкапривёл(и) к альтернативному взгляду на проблему сатемического изменения как на языковое нововведение, распространившееся во все стороны из центрального индоевропейского сообщества, но не смогшее достичь периферийных областей". Иначе говоря, изначально кентумные балто-славянские языки были значительно изменены под влиянием индоиранцев.
Вот такие удивительные точки соприкосновения были у белых людей Азии и Европы ещё в древности.
II.
Булгары и славяне.
О своих славянских корнях сообщали... сами волжские булгары. Сообщали арабоязычным авторам, которые эти сообщения не преминули письменно зафиксировать. Например, Шамседдин Демешки: "Булгары суть смесь турков со славянами"; слово "турки" здесь означает не выходцев из Малой Азии, а либо бывших подданных Тюркского Каганата, либо степняков вообще. Ахмад ибн-Фадлан: "Сын царя славян (булгар) является его заложником у хазар". Грек-мусульманин Йакут ар-Руми: "Булгар - город славян, лежит на севере". Есть и ещё примеры - можете сами поинтересоваться.
Славянское присутствие на Средней Волге в районе Самарской Луки зафиксировано археологически, хотя поначалу и вызывало в научной среде немало изумления. Однако небезызвестная именьковская культура говорит сама за себя.
Славяне-северяне пришли сюда в эпоху ВПН в IV в н.э., а по прошествии веков в веке VII основная их часть вернулась на землю предков. Вернулась под давлением новых пришельцев - сувар и серебряных булгар. Уходили далеко не все, но те, кто не желал подчиниться власти иноплеменников. Отметим, однако, что возможность совершить дальний путь у северян-именьковцев была: им не препятствовали, их не преследовали. Ситуация не похожа на опустошительную войну, скорее на какую-то договорённость, пусть и навязанную с позиции силы.
Таким образом, доля славян в этногенезе волжских булгар не просто заметна, а является одной из двух определяющих - некоторые древние авторы даже считают эту долю основной, а булгар - славянами.
Именно в сказанном выше мне видятся причины особых отношений Булгарии и Руси.
Чужими и априори враждебными булгары русских не считали. Известны примеры своевременной, а иной раз и бескорыстной помощи от Булгарии русским княжествам: в голодные 1024 и 1229 гг. на Русь поставлялось зерно и другое продовольствие. У В.Н. Татищева в записи под 1229г. читаем: "Князь же болгарский прислал в дар великому князю Юрию 30 насадов с житами, которые Князь Великий принял с благодарением". Зерно поставлялось централизованно булгарскими властями с подачи хана Джелалетдина Алтынбека, но, разумеется, не без участия влиятельного купечества, - без него в те времена организовать подобные акции было бы практически невозможно. Это только известные, крупные факты, попавшие в летописи. Разумно предположить, что были и другие.
Русь, в свою очередь, тоже не считала Булгарию частью однозначно враждебного степного мира.
С другой стороны, не стеснялись русские и заключать союзы с тюрками против булгар, не боясь, что якобы-"родственники" договорятся. Так орда хана Ямака "половцы емакове" в 1182 году действовала совместно с русскими против булгар и не спешили заступаться за "сватов и братов".
Напротив, когда монгольские орды Субэдэя и Джэбэ разгромили кипчакские войска хана Котяна, последний обратился за помощью именно к Руси, а не в соседнюю Булгарию. Что в итоге привело к разгрому на реке Калке, а Волжская Булгария ещё не одно десятилетие успешно противостояла монгольскому натиску...
В этой же связи можно отметить и новгородских ушкуйников из словен ильменских, которые одинаково грабили и Жукотин и Нижний Новгород. В одних и тех же походах-набегах, используя одни и те же приёмы внезапного нападения с воды (в низовьях Волги это уже не сработало). И пленников продавая на одних и тех же невольничьих рынках. Очевидно, для ушкуйников суздальские славяне и волжские булгары были примерно одним и тем же народом, даже несмотря на разницу в вероисповедании.
Можно вспомнить и поход князя Святослава против хазар, которых к X веку уже вполне допустимо считать настоящими тюрками.6 Вновь булгары со славянами против тюрок-хазар. Да ещё каков эффект: весьма сомнительно (да почти несомненно обратное!), что без искренней поддержки и помощи волжских булгар Святославу Игоревичу не удалось бы совершить внезапный рейд прямо к хазарской столице Итиль-келу. А значит, и нанести свой сокрушительный удар. Война бы, как минимум, затянулась… Дальше любители альтернативной истории могут пронаклонять сослагательное.
Нет, я понимаю, уважаемый читатель, что союзы заключаются и с неродственными народами, но сделать это значительно труднее, а договорённости оказываются далеко не столь надёжными.
Ну и обязательно отметим, что у Руси и Булгарии никогда не было войн на разгром противника, не говоря уж - на уничтожение. Так, контроль над торговыми путями, мелкие территориальные претензии. Великий князь Всеволод Большое Гнездо несколько лет копил силы многих русских земель, выступил в грандиозный поход, разорил предместья города Булгара и... война закончилась! В чём-то уступили, по-свойски договорились - и всё! Даже гибель в последней стычке княжича Изяслава Глебовича, племянника Великого князя, не привела ни к мести, ни к разорению: воин сражался, воин погиб, и не нужно искать виноватых.
Ну, и последнее, о чём хотелось бы сказать в этой заметке - всё же почему тогда Волжская Булгария приняла ислам, а не поступила подобно соседям? Однииз них принимали христианство, другие оставались язычниками. А ведь обратись булгары в иудаизм - уже какие-то точки сближения с могущественным Хазарским каганатом!
Мне представляется, - потому и приняла Булгария что-то совершенно иное, чтобы противопоставить себя не только Хазарии, но и западному соседу - Руси. Потому, что чувствовала своё кровное и культурное единение с русскими. Пусть и не абсолютное, но заметное, а в условиях быстрого усиления Руси грозившее Булгарии политическим подчинением. А там, вполне возможно, и полным поглощением.
В точности, как оно происходило вот с этими нашими недавно независимыми - вятичами, радимичами, кривичами. И даже единокровными, пришедшими с булгарскими прадедами с востока савирами-северами. Ну, и почему же булгары обязаны были желать себе такой судьбы? Вовсе не должны и не обязаны: их свободная воля, их выбор.
Не могу сказать, что я этому выбору рад, но не могу и осуждать, потому что не моего ума это дело.
А то, что именно ислам… К Папе Римскому не добраться, да и не поможет он в случае чего. А Хорезм - вот он уже за Джаиком (Уралом то есть) – рассыпается щербетом обещаний, завлекает сказками 1001 ночи.
Не уверен, нужно ли принимать произошедшее как должное, но как уже свершившееся - обязательно.
Ну и, наверное, ни к чему сейчас объяснять, для чего предысторию этого самого свершившегося нужно знать. Я постарался рассказать, что мне известно и обобщить свои знания так, как представляю наиболее вероятным.
Благодарю за внимание.
1. Бартольд В.В. "Сочинения. Том V. Работы по истории филологии тюркских и монгольских народов". М.: Гл. ред. восточной литературы. "Наука", 1968. с. 198.
2. Жуны и жужани - только ли созвучие? Весьма сомневаюсь, что жужани средневековья называли себя китайским "вонючие насекомые, вонючие черви". Налицо переосмысление по созвучию уже существующего названия. Переосмысление обидное. Приём понятен - чтобы меньше бояться грозного северного соседа. Но что же тогда означало это слово и откуда оно взялось в действительности? Быть может, авары раннего средневековья назвали свою империю - Жужаньский Каганат - древним и почётным именем своих предков – жунов?..
И о происхождении тенгрианства немного хотелось бы сказать, с ним не так уж всё ясно. "Тенгри" - слово не тюркское, не иранское, не монгольское - ни в одном из них наименование неба с этим словом совершенно не схоже. Сопоставить его с шумерским "дангир"\небо мне, пожалуй, смелости не хватит. Но рискну предположить, что имя верховного Бога Тенгри, как и само тенгрианство было заимствовано именно у жунов. В качестве некоторого соответствия предложу славянское "темя" - "самый верх". Насколько я могу судить, слово "темя" могло употребляться и в значении "зенит".
3. Пулэй (Урумчи). Правление урумчиского владетеля по западную сторону Небесных гор в долине Шуюй, от Чан-ань в 8.630 ли. Народонаселение состоит из 325 семейств, 2.032 душ; строевого войска 799 человек.
Пулэй Задний, т.е. восточный, [или] Баркюль. Баркюльский владетель живет в долине Сюй, от Чан-ань в 8.630 ли. Народонаселение состоит из 100 семейств, 1.070 душ; строевого войска 334 человека.
4. Пулэй. Пулэйский владетель имеет пребывание по западную сторону небесных гор, в долине Шуюй; на юго-восток до местопребывания правителя 44 1.290, до Ло-ян 10.490 ли. Народонаселение состоит из 800 семейств, 2.000 душ; строевого войска 700 человек. Живут в юртах, и переходят с места на место, смотря по приволью в траве и воде. Хорошо знают хлебопашество. Имеют волов, лошадей, верблюдов и овец; умеют делать луки со стрелами. Отселе выходят хорошие лошади. Вначале Пулэй было большое владение. Когда Западный край был под хуннами, то пулэйский владетель провинился пред шаньюем, и шаньюй в гневе переселил 6.000 пулэйских жителей в Западный хуннуский аймак в страну Хаву, и назвал её княжеством Хаву. Оно лежит за 90 дней конного пути от восточного Чеши к северу. Сии переселенцы от бедности разбежались по горным долинам. http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/159.htm
5. http://s09.radikal.ru/i182/1301/42/36361dff3d1b.jpg Метка UG.
6. Константин Багрянородный сообщает, что хазары перешли на тюркский диалект вскоре после восстания против иудеев, где-то в самом конце VIIв.. Спасаясь от преследования многие из тюрок и хазар укрывались в земле печенегов, где и сблизились настолько, что стали говорить на одном языке. Слово византийскому императору: "Случилось так, что вспыхнуло у них (хазар) восстание против своей власти, и когда разгорелась междоусобная война, эта прежняя власть их одержала победу. Одни из них были перебиты, другие, бежав, пришли и поселились вместе с тюрками в земле пачинакитов, сдружились друг с другом и стали называться каварами. Поэтому и тюрок они обучили языку хазар, и сами до сей поры говорят на этом языке, но имеют они и другой – язык тюрок". (Константин Багрянородный "Об управлении империей").